Персонифицированное финансирование
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Под «инклюзивным образованием» понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.
Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается за счет реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора.
Ежегодно около 2,5% от общего количества обучающихся в Доме детского творчества составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. Занимаются дети с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды с соматическими заболеваниями.
В 2017г. Дом детского творчества вошел в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда», направленную на формирование доступной среды образовательного процесса и доступности организации для маломобильных групп населения.
«Доступная среда» – это организация доступности в образовательной организации, которая направлена на создание системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание «доступной среды» обеспечивает:
- создание в ДДТ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в организации дополнительного образования;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществление индивидуально ориентированного и социально-психолого педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- возможность освоения детьми с ОВЗ программ по дополнительному образованию в интересующей их сфере творчества, интеллектуального развития;
- интеграцию детей с ОВЗ в организации дополнительного образования.
Обеспечение доступа в здание ДДТ
Дому детского творчества на праве безвозмездного пользования принадлежит 2-х этажное здание общей площадью 1571,7 кв.м. по адресу: г.Козьмодемьянск, Квартал маслозавода, д.2.
В здании МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» проведены работыпо обеспечению доступной среды (вход в здание, 1-ый этаж) для детей с ОВЗ и инвалидностью, а именно:
Адаптация входной группы:
имеется возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них: подъемник, тактильные направляющие и таблички для лиц с нарушениями зрения, имеется при входе в здание вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, кнопка вызова.
Адаптация путей эвакуации:
инвалиды могут самостоятельного передвигаться по территории объекта (проемы дверей соответствуют требованиям, на полу - специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве, мнемосхемы).
Адаптация санитарно-гигиенических помещений:
оборудованы санитарно-гигиенические помещения: универсальная кабина для инвалидов- колясочников, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для инвалидов с нарушениями зрения (мнемосхема перед входом, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, тревожная кнопка, перила, поручни).
Адаптация учебных кабинетов, актового зала и приобретение оборудования и инвентаря:
двери и проемы дверей соответствуют требованиям, имеется портативная индукционная система для слабослышащих; специальным оборудованием оснащена сенсорная комната, продолжается работа по адаптации актового зала для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Образовательная среда
Занятия с обучающимися в МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» проходят на основе адаптированных общеобразовательных общеразвивающих программ и индивидуальных учебных планов.
- в дополнительных образовательных общеразвивающих программах и индивидуальных учебных планах прописаны условия адаптированные для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью;
- при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью применяются специальные технические средства обучения: многофункциональное устройство (интерактивный стол для развивающих занятий); объемные изображения: игрушки-муляжи, фигуры людей и животных, учебно-игровые пособия, развивающие игры, звуковая аппаратура (музыкальный центр, аудиосистема), проектор;
- на первом этаже оборудовано специальное помещение - сенсорная комната - для релаксации детей с ОВЗ и инвалидностью, функционирует кабинет педагога-психолога, детям и их родителям оказываются психологические консультации.
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА